ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ

Название фильма на русском:
Название фильма на английском:
Год выпуска:
Расширенный поиск

Подписка на рассылку наших новостей с subscribe.ru:
Рассылка новостей с Subscribe.Ru

 Архив рассылок на subscribe.ru 
Рассылка 'Новости официального российского сайта Джета Ли'
  Login:  
  Password:
 Зарегистрироваться ! 
 Забыли пароль? 
  Email:  
  Пароль:
 Прочесть инструкцию
Количество Участников JC Российского Клуба: 15499

Количество Активных: 39

Статистика по городам

 
     Информация о персоналии

Стивен Чоу (Stephen Chow) : информация о персоналии

Дата рождения: 22 июня 1962

мый популярный актер Гонконга. Действительно гений, даже самым провальным работам которого большинство актеров могут лишь позавидовать. Он не так раскручен в западном мире, как Джекки Чан, и я помню свое удивление, когда увидел впервые лет десять-двенадцать абсолютно незнакомого мне актера. Хотя специфика жанра, в котором он работает, не способствовала появлению массы его поклонников за пределами Азии - все же нужно иметь желание вникнуть в тонкости местного юмора. Что ж, радует хотя бы то, что все-таки к Стивену наконец-то пришла мировая известность...
Фильмы о европейском футболе, соккере, снимают редко, несмотря на то, что мировой чемпионат по этой игре – всегда одно из самых заметных событий года в мире спорта. В Голливуде предпочитают игнорировать соккер, пытаясь привить всему миру любовь и уважение к американскому футболу, но обойти вниманием «Шаолиньский футбол» там не смогли: когда речь заходит о деньгах, принципы остаются в стороне. Самый кассовый фильм Гонконга всех времен, один из самых любимых азиатских актеров в главной роли, да и мировой чемпионат по футболу на носу – налицо все признаки хита. Недаром же компания «Miramax» была так уверена в успехе картины, что купила права на его прокат за территорией Азии практически сразу же после того, как она была снята.
Для того, чтобы понять феномен «Шаолиньского футбола» (для показа в Штатах фильм был переименован в «Футбол и кунгфу»), необходимо вернуться на двадцать лет назад - в то время, когда двадцатилетний Стивен Чоу, звезда «Шаолиньского футбола», был безработным начинающим актером. Вместе со своим другом Тони Леунгом (получившим в прошлом году в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за главную роль в картине Вонга Кар-Вая «Любовное настроение») он мечтал о будущей славе, жил впроголодь в снятой за гроши комнате и пытался пробиться в актерскую школу при местном телеканале TVB. Тони повезло, а Стивен не смог пройти вступительные экзамены и, оставив мечту попасть на основной курс, устроился вольным слушателем в вечернюю школу при том же TVB.
Год спустя Стивена замечают и приглашают ведущим в детскую программу «Космический Шаттл 403». Чоу ненавидит детей, но все же принимает предложение и на целых пять лет застревает в телеэкране. Необычный стиль ведения программы приносит ему популярность и известность в узких кругах, и в 1988 году Стивен все же врывается, наконец, в большое кино, отснявшись за год сразу в пяти фильмах. Все они были достаточно традиционны для гонконгского кинематографа тех лет: жесткие криминальные баллады о триадах (китайской мафии), однако юмор и легкость, которые актер привнес в эти картины, не остались незамеченными. За роль в фильме «Последнее правосудие» Чоу получил награду тайваньской киноакадемии, а в следующем году успешно сыграл вместе с Джетом Ли в картине «Битва драконов», влегкую затмив своего именитого напарника.
К тому времени у Чоу образовалась довольно большая армия поклонников, и за последовавшие несколько лет их количество выросло в несколько раз. В 1990-м году Чоу снялся в 11 фильмах, каждый из которых становился хитом в прокате. Если в первые месяцы местные журналисты в упор отказывались видеть в молодом напористом актере даже признаки таланта, то все расставил по своим местам фильм «Победитель получает все», вольное продолжение кассового хита 1989 года «Бог азартных игроков». В фильме Чоу сыграл роль мастера карточных игр: при помощи своих сверхъестественных способностей в угадывании карт и ловкой их подмены он становится чемпионом и зарабатывает титул «Святого азартных игроков». Сюжет прост, но главным в фильме был вовсе не сценарий и даже не виртуозно поставленные сцены игр.
Именно «Победитель получает все» принято считать первым фильмом, в котором Чоу представил публике свой уникальный стиль актерской игры, получивший впоследствии название «mo-lei-to», что в переводе значит «игра в бессмыслицу». Абсурдистские гэги, рискованный юмор, балансирующий на грани фола, непривычные ситуации и меткие пародии на штампы жанра - Чоу виртуозно гуляет по самой грани между смешным и глупым, завораживая своей естественностью и свежестью подхода к старому, как мир, комедийному жанру.
Лента мгновенно стал хитом, а впоследствии - самым прибыльным фильмом года, скинув с первого места в кассовых сборах за год «Пулю в голове» Джона Ву» и « Доспехи Бога 2» Джеки Чана. Критики неожиданно разглядели в кумире молодежи не просто очередную однодневку, а главное открытие года: он был номинирован на награду НКFА (главная кинопремия Гонконга) за лучшую роль, дистрибьюторы бросились выпускать на экраны все, что содержало хотя бы эпизод с его участием, а саму новую звезду чуть не разорвали на кусочки многочисленные киностудии, наперебой приглашавшие Чоу в свои фильмы. За три года (с 1990-го по 1992-й) год он снялся в общей сложности в 25 фильмах! Практически все они попадали в десятку самых кассовых фильмов года, а лента «Пробейся назад в школу» (1991) поставила первый значимый рекорд для актера, став самым прибыльным гонконгским фильмом всех времен (на тот период).
К середине 90-х актер решил снизить темп: ему нужны были только хиты, и все они должны были быть именно такими, какими он их хотел видеть. К тому времени у Чоу появился стабильный состав съемочной группы: режиссеры Ли Лик-Чи, Винсент Кок и Джефф Лау и постоянные экранные напарники: Нг Ман-Тат, с которым Чоу дружил еще до того, как пришел в кино, и Вонг Ят-Фей. Несмотря на то, что в титрах картин имя Стивена Чоу значилось лишь как исполнителя главной роли, на деле актер контролировал весь съемочный процесс. Он до хрипоты ругался с режиссерами, заставляя сценаристов переписывать сцены снова и снова, часами шлифовал каждый эпизод, требуя переснимать каждый до тех пор, пока не получалось так, как он хотел.
Перфекциониста Чоу на площадке мало кто мог вынести, и это значительно тормозило съемочный процесс, но зато актер мог быть уверен в качестве своих фильмов.
В этот период Стивен снимает самые цельные фильмы: не сиюминутные хиты, благополучно оседающие после сбора положенного урожая купюр в видеоколлекциях поклонников актера, получив порядковый номер, а настоящие шедевры жанра. В дилогии «Китайская одиссея» Чоу берет за основу сюжета китайский эпос «Путешествие на запад» о Короле Обезьян, но экранизирует его не просто в своей «фирменной» манере абсурдной комедии, а с большим уважением к классике: виртуозно разбавляет ее зрелищными поединками на мечах и рвущей сердце мелодрамой, добиваясь, ко всему прочему, от своих авторов умного и логичного сценария.
После выхода дилогии в прокат критики отметили удивительные способности Чоу к перевоплощению, а по «резиновости» лица ставили его на один уровень с только что взлетевшим по другую сторону океана Джимом Керри. Уже в следующем году Чоу доказал, что сравнение не было напрасным, выдав на зрительский суд в 1996 году свой лучший фильм «Бог кулинарии». Невероятная операторская работа, восхитительно остроумные диалоги, поразительная легкость, с которой Чоу переходит от комедии к драме, зачастую смешивая их в одной сцене так, что невозможно понять, смеяться или плакать, - все способствовало тому, чтобы этот фильм впервые привлек внимание голливудских актеров к азиатской звезде.
К тому моменту Чоу уже был безоговорочной звездой номер один в Гонконге. Суммарные кассовые сборы его фильмов превосходили прибыль от картин его ближайшего конкурента Джеки Чана в два раза, и это при том, что Чан начал свою кинокарьеру на 15 лет раньше! Сюжетом «Бога кулинарии» заинтересовался сам Джим Керри, решивший быстренько выторговать права на голливудский ремейк. Однако Чоу оказался не так прост и вступил с именитым американцем в длительные переговоры. Он хотел быть режиссером и сценаристом голливудской версии фильма, чтобы удостовериться, что его детище никто не изуродует так, как это обычно происходит в Штатах с ремейками. Учитывая, что к тому времени у Чоу было всего две попытки поставить фильм самостоятельно (и обе не очень удачные), представители Керри упрямились. Сделка была заключена лишь около года назад (Чоу все же пришлось уступить), но теперь у голливудской звезды нет времени, чтобы заниматься этим проектом. Остается лишь надеяться, что после того, как «Шаолиньский футбол» появится в кинотеатрах Америки, Джим Керри увидит, что за сокровище лежит у него в «загашнике».
В конце 90-х для Чоу наступила черная полоса. Гонконг испытывал острую потребность в новых лицах и новых кумирах для молодежи. Это не могло не давить на Стивена, и за период с 1997 по 1999 год его фильмы изменились: исчезла легкость, появилась усталость и какая-то ленивая обреченность, все чаще Чоу уступал первые роли новым тинейджерским идолам, довольствуясь вторыми планами. Несмотря на это, Стивен оставался бессменным кассовым лидером: в десятке прибыльных гонконгских фильмов всех времен четыре позиции занимали картины с его участием. К тому же вскоре выяснилось, что основная причина некоторой апатии заключалась в том, что Чоу серьезно разрабатывал концепцию нового фильма. Как нетрудно догадаться, речь идет о «Шаолиньском футболе». Впервые Чоу обнародовал мысль о том, что хочет скомбинировать классический европейский соккер с боевыми искусствами, в 1999 году. Как говорил актер, «я люблю браться за фильмы с необычными сюжетами и на необычные темы. В этом случае у меня есть намного больше творческой свободы, и никто не сможет упрекнуть меня в отсутствии оригинальности и копировании чьих-то идей». К тому времени в активе у Чоу были фильмы о бильярде («Легенда о драконе», 1991), боевых искусствах («Новый кулак ярости», 1991), карточных играх (уже упоминавшийся «Победитель получает все» и несколько его сиквелов), судебные детективы («Правосудие в моей ноге», 1992), пародии на «Бондиану» («Из Пекина с любовью», 1994) и на традиционные для Гонконга фильмы о привидениях («Из тьмы», 1995). В том, что у актера получится освоить и новый для него жанр спортивной комедии о футболе, никто не сомневался. Сюжет был традиционен для Чоу в плане построения повествования: шестеро послушников храма Шаолинь, специализирующихся на различных школах боевых искусств, после окончания учебы не нашли применения своим уникальным способностям в современном мире. Кто-то смирился, но главный герой (в исполнении Стивена Чоу) - Стальная Нога (его уникальная способность - удары невероятной силы) - продолжает искать способ продемонстрировать всему миру мощь и красоту шаолиньского кунгфу. Вышедший в тираж футбольный тренер Фунг (Нг Ман-Тат), некогда блестящий футболист, увидев, как Стальная Нога расправляется с бандой, оскорбившей его мастерство, решает направить энергию мастера в нужное русло и сформировать команду, которая могла бы выиграть надвигающийся чемпионат по соккеру. Попутно развивается и романтическая линия: Стальной Ноге помогает некрасивая девушка-пекарь, поражающая клиентов забегаловки своим необычным способом приготовления булок - с применением древнего боевого искусства тайчи.
Стивен Чоу, написавший сценарий, придумал себе одну из тех ролей, которые удаются ему лучше всего: обаятельного наивного простака, волею случая обладающего уникальным талантом. В четвертый раз за всю свою карьеру Чоу решился стать режиссером фильма - совместно с Ли Лик-Чи, постановщиком доброй четверти всех его картин (и при этом - лучших).
Перфекционизм Чоу дал себя знать двумя годами подготовки и шестью месяцами съемок. Актер посещал светские тусовки, встречался и обсуждал концепцию фильма со своими друзьями и партнерами Нг Ман-Татом, Ли Лик-Чи и Винсентом Коком, но дело упорно стояло на месте. Сюжет в общих чертах был готов лишь к середине 2000-го года.
Самым сложным в кастинге был выбор актрисы на главную женскую роль. По сюжету героиня должна была обрить голову наголо, но в индустрии развлечений Гонконга для актрисы подобный шаг смерти подобен. Главной кандидатурой, по мнению прессы, была Карен Мок - звезда «Падших ангелов» Вонга Кар-Вая, которую желтая пресса уже несколько лет упорно навязывала Чоу в спутницы жизни. Сам Чоу ни разу не признался, что Карен является его девушкой, предпочитая сохранять в прессе имидж загадочного и непредсказуемого сердцееда, и на вопросы относительно возможности ее появления в этой роли отвечал просто: «Она певица, и я не думаю, что она захочет побрить голову наголо для какой-то роли». Мок действительно не получила главную роль, однако вместе с другой звездой Гонконга, Сесилией Чеунг, открытой Чоу годом раньше а картине «Король комедии», появилась в коротком эпизоде: они играют двух футболистов-мужчин, с командой которых по ходу фильма приходится сразиться главному герою.
Главную женскую роль в «Шаолиньском футболе» получила китайская телезвезда Викки Жао. До этого актриса практически не снималась в большом кино, и почему выбор Чоу пал именно на нее, до сих пор остается загадкой (дотошные журналисты поспешили объяснить это очередным романом). Чоу даже вошел в ее положение, позволив не брить голову: параллельно с «Футболом» Жао продолжала съемки в своих сериалах. Впрочем, позже Жао еще пожалела о своей просьбе: процесс гримирования под лысый череп занимал около десяти часов и был весьма болезненным.
В сентябре 2000 года Чоу устроил пресс-конференцию, на которой рассказал-таки, что это будет за фильм. На этой же конференции Жао подписала официальный контракт на участие в картине, а режиссер Ли Лик-Чи объявил, что планирует привлечь к съемкам в фильме членов китайской футбольной сборной. Бюджет составлял всего 40 миллионов гонконгских долларов - около 5,5 американских миллионов, причем половина этих денег должна была пойти на спецэффекты, сложные и новаторские для азиатского кинематографа.
Два последующих месяца Чоу посвятил подбору актеров на второстепенные роли. Роль тренера «вражеской» команды первоначально была предложена Алану Таму, известному певцу и актеру (наши зрители могли запомнить его по роли непутевого друга Джеки Чана в «Доспехах бога») и одновременно большому поклоннику футбола, исправно посещающему все матчи с участием китайской сборной. Алан очень хотел сняться в фильме, но не смог вырваться на съемки из-за своего плотного графика, и роль отошла Патрику Цзе, актеру более «матерому» и опытному, но в последнее время не так часто снимающемуся в большом кино.
Что же до остальных футболистов, которые должны были составить костяк шаолиньской команды, то Чоу выбрал на их роли новичков в большом кино. К примеру, Чан Квок-Кван, сыгравший вратаря по имени Пустая Рука, был приглашен на эту роль исключительно из-за своей внешней схожести с кумиром детства Стивена - Брюсом Ли. Как выяснилось уже на съемках, Чан не только совсем не умеет играть, но еще и смутно представляет, как надо пародировать Брюса - а в этом и заключалась главная «фишка» роли. Чоу, для которого пародия на Брюса стала уже делом привычным (в фильме «Мастер уловок», например, он крутил нунчаки, связанные из туалетных вантузов, подражая Брюсу), как мог, старался «поднатаскать» дебютанта, но первую свою сцену Чан Квок-Кван смог нормально сыграть лишь с 37-го дубля!
Съемки начались в ноябре 2000-го года, и время до их начала Чоу использовал с пользой для роли. Во-первых, он отрастил волосы, чтобы собрать их сзади в забавный хвостик, а во-вторых, научился играть в футбол: несмотря на то, что тема была выбрана осознанно, Стивен практически не знал эту игру. Параллельно актер вспоминал боевые искусства, которыми увлекался в юности, и занимался гимнастикой и акробатикой. Помогал ему в этом Чинг Сиу-Тунг, классик боевого гонконгского кино. Именно этот человек поставил шикарную «Историю китайских призраков», которая увела главный приз у нашей «Кин-Дза-Дза!» на фестивале фантастического кино в Авориазе, именно этот человек ставил поединки в «Китайской одиссее» Чоу (так же, как еще в нескольких его лентах), и именно он был номинирован на награду за лучшую постановку экшена на уже упоминавшемся НКFА целых 14 раз, причем зачастую сразу за два-три фильма в год. Как признавался Чинг Сиу-Тунг, он был далек от футбола, но приятно удивился открывшимся перед ним горизонтами: игра предлагала самые широкие возможности для ее комбинации с традиционными боевыми искусствами.
Вся съемочная группа очень тесно работала с мастерами из отдела спецэффектов – ни один матч в фильме не обходится без сложных компьютерных эффектов. Мяч в полете превращается в ревущую огненную пантеру, мощной ударной волной срывает дерн с поля, игроки взмывают на несколько метров, чтобы, замерев в «матричной» позе, нанести сокрушающий удар, сносящий ворота вместе с вратарем - для того, чтобы добиться желаемого эффекта, приходилось точно просчитывать каждый план, каждый кадр.
Как выяснилось после первого же уикенда, когда «Шаолиньский футбол» вышел в прокат в Гонконге, усилия не пропали даром. Фильм собрал рекордную для местной продукции сумму, дебютировав на первом месте в десятке проката. Для картины с любимым актером Азии, которую ждали два года, такой результат был предсказуем, и авторы других фильмов, которым «повезло» выйти в прокат в тот же уикенд, пока не чувствовали особой опасности. Джонни То, один из самых перспективных в плане переезда в Голливуд гонконгских режиссеров (именно он был выбран Люком Бессоном на роль постановщика «Леона 2»), не волновался за свой новый фильм «Убийца на полную ставку», сказав прессе, что «Шаолиньский футбол» - фильм действительно смешной, но не особо перспективный. Уже через месяц стало ясно, что он ошибался: картина упорно держалась на первом месте в десятке, что для гонконгской ленты - событие, из ряда вон выходящее. Через два месяца лента преодолела заветную планку кассовых сборов в 60 миллионов гонконгских долларов, официально став самым прибыльным фильмом всех времен. А счетчик продолжал крутиться, так же, как продолжало расти количество восхищенных отзывов о фильме в прессе.
Когда настала пора отбирать фильм для представления на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», все были уверены, что конкуренцию «Амели» и «Ничьей земле» составит именно «Шаолиньский футбол», но решение людей, отвечавших за отбор, оказалось более конъюнктурным: на «Оскар отправился тот самый «Убийца на полную ставку», который был задавлен «Футболом» в прокате. Как и следовало ожидать, «Убийца» не попал даже в список основных номинантов.
Именно тогда шум по ту сторону океана привлек внимание компании Miramax. У фильма был неплохой потенциал даже вне пределов Азии: аккуратные спецэффекты вполне дотягивали до мирового уровня, юмор был оригинальным, но вполне понятным для белого человека, а надвигающийся мировой чемпионат по футболу грозил обернуться новым суперхитом, равным «Крадущемуся тигру, затаившемуся дракону». DVD с фильмом, вышедший в Гонконге в конце 2001 года, еще очевидней намекал на справедливость этих догадок: львиная доля заказов на диск поступала не из Азии, а из Европы и Штатов.
Тем не менее, в своей обычной манере Miramax не мог не подстраховаться. Из «Шаолиньского футбола» (Shaolin Soccer) картина оказалась переименованной в «Футбол и кунгфу» (Kung Fu Soccer), но на этом изменения не закончились. Музыку опытного композитора Рэймонда Вонга заменили более «продвинутым», агрессивным и, что самое главное, знакомым западному зрителю саундтреком, голоса китайских актеров дублировали на английский, в довершение всего решив сократить саму картину с первоначальных 112 минут до полутора часов. Каждая новость о подобном изуверстве отзывалась стонами на фэн-сайтах, множившихся, как грибы после дождя: Miramax поливали грязью, писали на их адрес петиции с просьбой прекратить это издевательство, но все равно ждали и продолжают ждать, когда же их любимый фильм можно будет увидеть на большом экране.
Сам Чоу не грустит и продолжает купаться в лучах вновь вернувшейся славы. Он серьезно думает о возможности сиквела к картине, но если следовать наметившейся тенденции, «Шаолиньский футбол 2» мы увидим не раньше, чем лет эдак через пять. Впрочем, если фильм будет таким же веселым, необычным и увлекательным, ожидание того стоит. Если сомневаетесь, проверьте сами: в конце июня, по следам чемпионата, «Шаолиньский футбол» выходит в российский кинопрокат. Жаль только, что футбол будет все же не шаолиньским, а американским - нам покажут американскую версию компании Miramax, «Футбол и кунгфу».
© Борис Хохлов, Total DVD
2002 г.

P.S. Можно добавить лишь еще несколько моментов. Новый фильм Стивена Kung Fu Hustle получил не столь восторженные отзывы, как Shaolin Soccer, но это лишь потому, что «Футбол» поставил планку очень высоко. О качестве новой работы Чоу говорит хотя бы очередной рекорд Гонконга по кассовым сборам.
Также имеются какие-то непонятные слухи о связях Стивена Чоу с триадами. Была информация, что Чоу, как многие другие гонконгские актеры, собирался обзавестись канадским паспортом, но ему было отказано именно из-за связей с мафией. Да и в самом Гонконге к нему были вопросы. Впрочем, вряд ли там есть представители местного шоу-бизнеса, не замазанные каким-либо образом с представителями теневого мира. Гонконг всегда обладал своей спецификой.
Ну и напоследок можно отметить, что Стивен Чоу пару раз сотрудничал с Джекки Чаном. Сначала Джекки сыграл в эпизодической роли в фильме «Король комедии», а затем Стивен Чоу отметился в эпизоде «Великолепного».

Фильмография нашего портала:


 Король комедии (1999) - режиссер




| Contact Us | Disclaimer | About Us | Help |
© 2001 - 2009

Rambler's Top100