ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ

Новый век...

                     ...Новый МИР!

"Джеки замечательный актер с очарованием и физической силой. Как такое совмещается в одном человеке?!".
                                  Артур Хиллер

Подписка на рассылку наших новостей с subscribe.ru:
Рассылка новостей с Subscribe.Ru

 Архив рассылок на subscribe.ru 
Рассылка 'Новости официального российского сайта Джета Ли'
  Login:  
  Password:
 Зарегистрироваться ! 
 Забыли пароль? 
  Email:  
  Пароль:
 Прочесть инструкцию
Количество Участников JC Российского Клуба: 15479

Количество Активных: 39

206 "Неистребимый клоун"
Профессия актера жестока, и иногда ради нужного кадра приходится плавать по горло в грязи или раз за разом набивать шишки. Однако мало кто согласится в каждом фильме буквально расшибаться в лепешку – если это не Джеки Чан! В этом году он разменял шестой десяток, и Total DVD решил взглянуть на тот опасный путь в искусстве, который прошел величайший экшен-комик гонконгского кино.

ТРУДНОЕ НАЧАЛО В прошлом номере мы писали о жизни Вонга Кар-Вая, родители которого сбежали из Китая в Гонконг, спасаясь от коммунистических реформ. Сходная судьба была и у родителей Джеки Чана - с тем отличием, что Чарльз и Ли-Ли Чан «сделали ноги» в самом начале 1950-х. До отъезда из провинции Шандун они не знали друг друга, и их знакомство, которое привело к браку, завязалось на корабле беженцев.
Обычно принято писать, что Джеки родился в очень бедной семье, но всякая бедность относительна. В отличие от многих мигрантов, пробавлявшихся поденной работой или вовсе сидевших без дела, Чанам удалось неплохо устроиться. Чарльз трудился поваром, а его жена - экономкой в доме французского посла в Гонконге.
Тем не менее, когда 7 апреля 1954 года у Чанов родился мальчик, он вогнал семью в огромные расходы. Матери пришлось делать кесарево сечение, и счет за лечение оказался неподъемным для Чанов, которые только-только начали обустраиваться в Гонконге. Врач, принимавшая роды, даже предложила простить долг в обмен на мальчика, которая она хотела усыновить. Однако Чарльз и Ли-Ли и подумать не могли отказаться от своего первенца. К счастью, у них были хорошие друзья, давшие деньги взаймы.
Мальчик получил имя «Чан Конг-Санг», что означало «Рожденный в Гонконге». Хотя семья жила в престижном районе (где располагался дом посла), парнишка должен был ездить в школу бедного квартала. Каждый день его задирали дети богатых соседей, и в итоге мальчик больше дрался, чем учился.
Драчливости ребенка способствовало и то, что Чан-старший занимался с сыном кунгфу, надеясь, что Конг-Санг научится терпению и обретет силу духа.
Силу духа парень действительно обрел, а вот с терпением и успеваемостью у него не сложилось. Он безнадежно отставал от сверстников. Поэтому, когда в 1961 году Чарльзу Чану предложили работу в американском посольстве в Австралии, он не стал искать возможность взять Конг-Санга с собой, а отдал его в гонконгскую Школу пекинской оперы, которой тогда руководил учитель Ю Джим-Юэнь. На этом «нормальное» обучение Джеки Чана завершилось. Одни в семь лет только усаживаются за парту, а Чан из-за нее встал и уже больше никогда не садился. Поэтому он до сих пор с трудом пишет и читает, хотя и говорит на семи языках (считая сильно различающиеся диалекты китайского). Мы уже не раз писали, что пекинская опера - сложное искусство, объединяющее все виды «живых» выступлений: от пения до акробатики и боевых единоборств. Чтобы полностью подготовить ребят к театральным подмосткам, тренировки шли по 18 часов в день, а за малейшие провинности строго наказывали.
Когда впоследствии учителя Ю спрашивали, каким учеником был Джеки Чан, тот отвечал: «Не самым лучшим, но одним из самых непоседливых». Тем не менее, вскоре мальчик вошел в театральную труппу «Семь маленьких сокровищ», которая включала лучших учеников Школы. Ребята не только выступали на сцене, но и иногда снимались в кино. Свою первую роль Джеки (тогда известный под «профессиональным» именем Чан Юэнь Ло) получил в фильме 1962 года «Большой и маленький Вонг Тин-Бар». К сожалению, до нашего времени картина не сохранилась. После десятилетнего обучения в Школе Юэнь Ло освободился от постоянной учительской опеки и на время ударился во все тяжкие. К счастью, юноша умудрился не связаться с триадами (китайской мафией), для которых молодой забияка был настоящей находкой. Вскоре он взялся за ум и вместе со своим однокашником Саммо Хунгом устроился в кино каскадером. Пекинская опера как раз переживала кризис, а вот гонконгский кинематограф набирал обороты.
ИЗ ТЕНИ НА СВЕТ В 1971 году Юэнь Ло получил свою первую главную роль в фильме «Маленький кантонский тигр». Большого успеха, впрочем, он не добился. Главной звездой боевых искусств тогда был Брюс Ли, и все пытались ему подражать, однако ни у кого это толком не получалось. Для создания эффектного экранного образа было мало трюков и поединков. Нужна была еще харизма, которой не хватало подражателям Ли. После безвременной смерти Брюса Ли в 1973 году конкуренция за звание «нового Брюса» усилилась, но никому не принесла ожидаемого успеха. К тому времени Джеки Чан наконец-то стал Джеки - во время поездки к родителям в Австралию он взял английское имя одного из друзей отца, чтобы не «мучить» австралийцев своими китайскими именами.
Вскоре карьерой Чана занялся его однофамилец-менеджер Уилли Чан, работавший на крупного режиссера и продюсера Ло Вэя. Ло Вэй, ранее снимавший Брюса Ли, решил сделать из Джеки новую звезду боевиков, однако он никак не мог придумать актеру запоминающийся имидж. Их совместные картины проваливались одна за другой, и Чан начал считаться бесперспективным исполнителем, годным только на эпизодические трюковые роли.
Устав от мучений с Джеки, Ло Вэй в 1977 году сдал его в аренду студии Seasonal Films, которая как раз запускала режиссерский дебют актера Юэня Ву-Пинга «Змея в тени орла». Как и Чан, Юэнь был выпускником Школы пекинской оперы, и они быстро нашли общий язык. Во время их обсуждений будущего фильма и родилась концепция экшен-комедии, сочетающей шутки, трюки и боевые искусства.
В картинах Брюса Ли эксплуатировался образ скромного, таинственного и непобедимого мастера. Это была фигура поистине мифологических масштабов. Чан и Юэнь Ву-Пинг предложили принципиально новое решение. Джеки сыграл смешного парня, побеждающего буквально «на последнем дыхании».
В дальнейшем этот имидж развивался, но Чан всегда старался играть простых людей, которые способны и сбежать от врагов, и в нужный момент стиснуть зубы и взять себя в руки. Актер не пытался уходить в мифологию. Наоборот, он приближал героев к зрителю, подчеркивал свои простецкие черты лица и комичную мимику. Сложнейшие трюки у персонажей Чана получались как бы случайно. Однако в этой кажущейся спонтанности таились неподражаемая грациозность и бьющая через край фантазия.
Публика приняла новое рождение неудачливой звезды, «Змея» стала хитом, и Юэнь вместе с Чаном тут же сняли «Пьяного мастера», побившего кассовые рекорды и закрепившего успех актера. Вскоре после этого Уилли Чан в обход шефа заключил для Джеки контракт со студией Golden Harvest. Но Ло Вэй не хотел отпускать Чана. Он привлек к конфликту триады, и Джеки пришлось от греха подальше уехать в США, где он снялся в «Большой драке» (1980) и «Гонке "Пушечное ядро"» (1981). Работать в Голливуде Чану не понравилось. Он не говорил по-английски, и ему не давали ставить трюки и драки так, как ему хотелось. Поэтому, когда Ло Вэй и Golden Harvest урегулировали спор с помощью актера Джимми Ванг Ю, выступившего «парламентером» от Golden Harvest (за Джеки заплатили 10 миллионов гонконгских долларов, а кроме того Ло Вэй оставил себе права на все снятые к тому моменты фильмы актера), актер с радостью вернулся на родину и, засучив рукава, принялся работать по собственным правилам. Впрочем, визит в Америку не прошел даром. Чан смог поближе познакомиться с творчеством таких комиков прошлого, как Бастер Китон и Гарольд Ллойд. Черно-белые немые картины оказали огромное влияние на последующие работы Джеки.
ЧЕЛОВЕК И ПАРОХОД Наивно было бы предположить, что после возвращения из США Чан начнет выпекать сплошные хиты. Нащупанный им имидж нуждался в «доводке», а делать ее приходилось буквально налету. При бешеных китайских темпах работы у актера просто не было времени сесть и подумать над своим путем в искусстве.
И действительно, первые гонконгские ленты Чана, снятые в начале 1980-х, получились не блестящими. Спешка себя не оправдывала. Лишь когда Джеки, Саммо Хунг и Юэнь Бяо (еще один выпускник оперной школы) объединились для создания «Проекта А», дела Чана пошли на поправку. «Проект А» вернул актеру статус кассовой суперзвезды, и после этого хиты Джеки стали выходить с неотвратимой регулярностью. «Закусочная на колесах», «Полицейская история», «Доспехи бога», «Драконы навсегда», «Близнецы-драконы», «Городской охотник», «Кто я?»... Самые популярные ленты превращались в сериалы, и каждая новая картина снималась для того, чтобы превзойти по сложности трюков предыдущую. От экшен-уклона нередко страдали сценарии, но на фильмы Чана ходили не ради сюжетов.
Джеки оброс целой командой учеников и каскадеров, поскольку для создания по секундам рассчитанных поединков и трюков нужно не только отлично знать роль, но и кожей чувствовать партнеров. Это, однако, не гарантировало звезду от ссадин, ушибов, переломов и более серьезных травм. Необходимость снимать быстро, рискованно и со сравнительно небольшими бюджетами превращало каждую картину в дуэль со смертью.
Впрочем, Чан обернул это себе на пользу. Каждая его лента завершалась монтажом неудавшихся трюков, демонстрировавшихся на фоне финальных титров, и зрители видели, что звезды фильма по-настоящему рискуют жизнью. Это относилось не только к Чану - он требовал от своих партнеров столь же самозабвенного отношения к кино, которое демонстрировал сам. Так, Мэгги Чеунг была серьезно ранена в голову на съемках второй «Полицейской истории», и последние сцены фильма доснимались с дублершей. С течением лет Джеки Чан стал одним из самых уважаемых китайских кинематографистов и одним из самых любимых китайских актеров. Однако его попытки покорить Голливуд раз за разом проваливались. Лишь в 1998 году «Час пик» пробил брешь, и Джеки начал регулярно сниматься на Западе.
К сожалению, это был уже не тот Чан, которого все помнили и любили по картинам 1980-х. Возраст дает о себе знать, но главное - голливудское кино не позволяет Джеки царить на первом плане, поскольку актер все еще не блестяще владеет английским. Поэтому персонажей Чана снабжают говорливыми западными напарниками, обычно не владеющими боевыми искусствами. Это неизбежно снижает статус суперзвезды и, что гораздо важнее, не дает воссоздать бесшабашную и гиперактивную атмосферу классических постановок Джеки.
В Гонконге у Чана тоже не все гладко. В моду вошли экшен-звезды совсем другого плана - молодые, красивые и стильные. Джеки по сравнению с ними кажется анахронизмом, и «Новая полицейская история» дает это прочувствовать.
К тому же, после присоединения Гонконга к Китаю «капиталистическое» кино испытывает сильный натиск со стороны пиратских DVD. Многие гонконгские кинематографисты надеялись, что Китай станет для них необъятным рынком, но вместо этого рынок самого Гонконга съеживается и переживает затяжной кризис. Поэтому-то китайских звезд так тянет в Голливуд - там кинобизнес масштабнее и надежнее.
Впрочем, Джеки Чану финансовая катастрофа не грозит. Его средства вложены не только в кинобизнес, но и в недвижимость, и в другие прибыльные предприятия. Так что Чан в любой момент может уйти на пенсию, хотя пока он этого делать не собирается.
В самом деле, если для каскадера, трюкача и экшен-звезды 51 год - возраст уже запредельный, то для постановщика фильмов и трюков все только начинается. Поэтому сейчас Джеки обещает не уходить на покой, а заняться созданием картин с другими звездами и передачей колоссального опыта младшим коллегам.
Есть у Чана и планы съемок в драматических ролях. До сих пор все попытки актера работать в этом направлении натыкались на непонимание зрителей. Однако Джеки никто не мешает разобраться в предшествующих промахах и наконец-то продемонстрировать все грани своего таланта. Не вечно же махать ногами и драться стульями!
Источник: журнал Total DVD, май 2005 года

Дата и время публикации: 18/05/2005 12:39:36


Опубликовал: Johny



Результат голосований:

График результатов голосований по данному документу
График результатов голосований по данному документу

Рейтинг: 10

Всего проголосовало: 5
Дата последнего голосования: 18/05/2005 12:39:36


Поставьте Вашу оценку :
  


  
Страницу просматривали - 2725 раз.

Добавить Ваш комментарий:
Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш email:
Проверочный код, сколько будет 2+2, напишите цифру:
Комментарии:
Предыдущая Следующая



ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
Официальный Российский Сайт Саммо Хунга - Российский Клуб Саммо Хунга
Официальный Российский Сайт Джета Ли - Российский Клуб Джета Ли
Российский Сайт Джона Ву - Российский Клуб Джона Ву
Российский Сайт об Акире Куросаве

Реклама на сайте


© 2001 - 2019

Rambler's Top100