ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
Материалы:
Вонг Кар Вай

Новый кинороман Чена Кайге

Фильм "Бальзак или Портниха-китаяночка"

Кендзи Мидзогути

Лесли Чунг

Личности азиатского кино - Лесли Чунг

СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕСНЯ ЛЕСЛИ ЧУНГА - вторая часть статьи
Leslie Cheung - Лесли Чунг

Лесли Чунг практически не знал простоев в своей кинокарьере и снимался много. Его работы, предлагаемые роли и сами картины были очень разными по качеству и содержанию. Однако в его творческой жизни случилось несколько настоящих взлетов, откровений, когда на одном пути происходила встреча двух талантов: актера и режиссера. Таких встреч было несколько. Ключевыми оказались две: работа в нескольких фильмах Вонга Кар-Вая и приглашение на роль актера Пекинской оперы в фильме Чена Кайге "Прощай, моя наложница". Это были случаи, события, благодаря которым актер мог спокойно сказать, что сделал самое важное в своей жизни, что некий предел, отпущенный человеческим и актерским возможностям, преодолен. Считал ли он так сам - вне интервью, которые, как известно, не могут служить мерилом откровенности - сказать трудно. Но если говорить объективно, то даже его заклятые враги, думаю, признают, что именно эти работы актера всегда будут служить в качестве отправной точки при любой попытке проанализировать его творческую деятельность.

Картина Вонга Кар-Вая "Дни безумства" (1991) открывает список совместных их фильмов, она была началом сотрудничества режиссера, открывшего новую эру в кинематорафе Гонконга, и актера, через живую суть которого он получил возможность высказываться, актера, определяющим качеством которого была внутренняя душевная гибкость, способность не просто красиво пребывать на экране, не просто играть состояние, но каким-то непостижимым способом возводить это состояние в степень бытовую, не киношную, создавать целую гамму оттенков, красок поведения. Действительно, благодаря Лесли Чунгу и Вонгу Кар-Ваю стало понятно, что, вопреки, казалось бы, неоспоримому мнению о возвышенной миссии искусства, о его назначении стоять над бытом, создавать некий обобщающий образ жизненных ситуаций и событий, существует другое искусство - этот самый быт улавливающее и показывающее его таким, каков он на самом деле есть. Мы становимся случайными свидетелями этой повседневности, мы могли увидеть эту картину, а могли, как очень часто случается, равнодушно пройти мимо. Однако при этом картины Кар-Вая, несмотря на намерение режиссера сделать повседневную бытовую жизнь центром фильма - все-таки искусство, все-таки обобщение. Режиссер все время балансирует на этой невидимой грани, связывая между собой будто бы случайные события, которые в конце концов сливаются в гамму. Таков стиль Вонга Кар-Вая, такова тема многих его фильмов, таковы его герои - расценивающие жизнь как нечто само собой разумеющееся, время от времени меняющие места пребывания, но лишь затем, чтобы, уехав куда-то на край света, обрести уверенность, что и здесь все так же обычно, все те же люди и все то же одиночество среди них. Бегство от самих себя, без цели, без сверхзадачи своего существования и, как следствие, эгоизм, зло, которое они невольно причиняют своему немногочисленному окружению, а затем опять бегство - вот их существование, вот ход их невидимых часов. "Дни безумства", фильм, основанный на записках отца режиссера о времени конца 60-х - рассказ о разных, случайно встречающихся и случайно расстающихся людях, ничем практически не связанных, требующими друг от друга любви, но, как это часто бывает, не слишком настаивающих на своих требованиях. Случайность встреч и контактов - тема Вонга Кар-Вая, которой режиссер пока не изменяет. Лесли Чунг - актер этой темы. Продолжение последует в "Днях безумства" - смелой и, пожалуй, самой яркой его работе.

Лейтмотив созданных Лесли Чунгом характеров в фильмах Вонга Кар-Вая - эгоизм, эгоцентричность, ни на что не направленные, существующие как бы сами по себе, без цели и назначения. Это вариант беззлобного эгоцентризма. Это не разрушительная сила. Это усталость от всего вокруг: от предметов, атмосферы, людей, от наступления нового дня, от того, что изменить ничего невозможно, а потому бессмысленно все вокруг. Единственное развлечение - завлечь очередную жертву, затем ее бросить, а потом снова попытаться вернуть. Чтобы кто-то был рядом, чтобы не так тоскливо было созерцать один и тот же вид за окном. Таковы темы Лесли Чунга-актера, такова его палитра. И на этой палитре (на первой взгляд, скудной) он создает невиданное разнообразие красок и оттенков, подробностей поведения каждую долю секунды. Внезапная вспышка гнева, сменяющаяся вдруг полным равнодушием, ссора, которая вот-вот перерастет в драку, без всякого повода переходящая в умиротворенное состояние и любовную игру.

Нельзя не сказать о теме, ставшей одной из определяющих в творческой характеристике Лесли Чунга. Это тема гомосексуализма. Несмотря на кажущуюся простоту и ясность, здесь существует множество подводных течений и опасностей для исполнителя, решившегося говорить об этом через свою психофизику. На сегодняшний день трудно назвать еще одного актера, который бы с такой скрупулезностью сумел передать не внешние поведенческие атрибуты, но, опять-таки, внутреннюю, скрытую суть таких характеров, проблему бесконечной борьбы с естеством и неестественностью, природными данными и душевными наклонностями. Он сыграл много таких характеров, и каждый раз это был новый человек. При этом несомненно и то, что пока Лесли Чунг остается, пожалуй, единственным актером, создавшим не просто единичные, разовые работы в этом направлении, но целую тему, творческую идею.

Пример самоубийства наложницы из Пекинской музыкальной драмы послужил предлогом для самоубийства исполнителя ее роли. В качестве этой цепочки средства массовой информации предложили версию самоубийства самого Чунга. Ох уж это всегдашнее стремление человека поставить точку в биографии в виде красивой истории... В особенности когда дело касается биографии знаменитости. Истина заключается лишь в том, что фильм "Прощай, моя наложница" - действительно останется первым по значению в списке работ актера. Как всегда у Чена Кайге, фильм этот - целая эпоха, роман, множество тем и пластов. Человек, его судьба в определенных исторических условиях, судьба, закованная в рамки внешних событий. Жизнь народа, страны, суженная до биографий отдельных людей - актеров Пекинской оперы.

Искусство и личность владеющего им возводятся в степень категории нравственной, когда разговор заходит о профессионализме. А профессионализм состоит из деталей. Такая вот деталь, чрезвычайно много и красноречиво говорящая об истинном профессионализме - выработанная Лесли Чунгом при работе над образом исполнителя роли наложницы в Пекинской опере походка героя. Эта деталь бросается в глаза сразу, и все же, кто не обратил на это внимание, присмотритесь. Абсолютно прямая спина, руки, плотно прижатые к телу и маленькие, быстрые шажки. Как важно, что Лесли Чунг обратил внимание на это! Не только походка, но каждое движение актера в кадре есть результат тщательной, невидимой зрителю работы. И мы ни секунды не сомневаемся, что перед нами - многолетний исполнитель роли наложницы, настолько сроднившийся со своим образом, что образ этот исподволь начинает оживать, становится невидимым проводником поступков и действий человека.

В этой своей работе Чунг проявляет себя как серьезный мастер, виртуоз, в совершенстве владеющий внутренним и внешним планом, а также перспективой роли. Как и вся картина, его работа, характер его героя, также состоит из множества подтекстовых, ассоциативных движений. Здесь присутствуют и его любимые мотивы - душевной неустроенности, метаний, неприкаянности. Но здесь есть еще одна, новая для него тема - вера его героя в высокое назначение искусства, в необходимость совершенствования своего мастерства, сознание своего таланта. Этому таланту тесно в рамках театральных представлений, он рвется наружу, эгоистически стремясь присвоить все, что захочется: партнера, славу, зрителя. Однако жизнь со своей обычной жестокостью отнимает все это, и лучшим способом прекратить это, лучшим выходом оказывается самоубийство подобно тому, как когда-то наложница отдала свою юную жизнь, не мысля себя без господина.

"Что видит человек в момент своей смерти? Когда буду умирать, ни за что не буду закрывать глаза" - такие слова произносит Лесли Чунг в фильме "Дни безумства". Последний миг на этой земле, последняя картинка перед глазами... Какую символическую и пророческую силу приобретает иногда сказанное.

Ольга Ключарева.
почта: onkljuch @ mtu-net.ru

Вернуться к началу статьи >>

Другие фотографии Лесли Чунга >>

ОБСУЖДАЕМ В ФОРУМЕ