ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
Материалы:
Вонг Кар Вай

Новый кинороман Чена Кайге

Фильм "Бальзак или Портниха-китаяночка"

Кендзи Мидзогути

Лесли Чунг

Личности азиатского кино - КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ

КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ

Кинематограф Японии - уникальный культурный феномен.
И уникальность его определяется, прежде всего, наличием и взаимодействием двух явлений: с одной стороны, в лице японского кинематографа мы имеем дело с традицией (и не только искусства, но и сознания), с другой - наблюдаем развитие во времени собственно японского кинематографического дела.

Японский кинематограф всегда стоял перед выбором, который (сознательно или бессознательно) необходимо нужно было сделать каждому режиссеру в разное время: оставаться в рамках, которые предлагает японская культурная традиция (чрезвычайно сильная и ярко очерченная) или идти по пути требований Запада, традиции которого чрезвычайно размыты и гибки. Однако западная культура предлагает художнику решение идти через характер и психологические перипетии, случающиеся с героем, через его альтер эго по отношению к ситуации и миру, а не через обрядность, присущую Востоку.

Этнографичность, с которой Восток не может и не должен расстаться, а с другой стороны - неизбежность влияния западной культуры, которой этнографичность чужда - вот настоящая проблема, которую нужно было решать в частности японским кинематографистам.

В этой связи существуют любопытные факты, о которых представляется необходимым сказать в этом очерке.

Настоящим приверженцем традиционности, ревнителем японской культуры считается режиссер Кэндзи Мидзогути. Его картины - живая иллюстрация обычаев, нравов, особенностей взаимооношений между родственниками, складывавшихся на протяжении столетий. Мидзогути в каждом своем фильме искал художественное решение, опираясь именно на эти стороны японской культуры и традиции. В этом его гений.

Однако Мидзогути очень хорошо понимает и чувствует особенности искусства кинематографа. Он делает фильм не в виде неподвижной японской гравюры, художественные достоинства которой мы открываем, любуясь ею в музее. Режиссер очень хорошо понимает, что кинематограф - это движение и развитие сюжета, действие. Но действие это он строит как очень неторопливо текущий сюжет в японской литературе и тем самым раскрывает перед нами всю прелесть своей родной культуры.

Нужно не просто посмотреть, а всмотреться в его картины, чтобы оценить мельчайшие нюансы каждого кадра, каждого движения актеров. Эта детальность - также в крови японских художников, также традиция.

Одним из характерных приемов Мидзогути и в то же время его открытием являются экранная пауза и так называемый план-эпизод - техника, при помощи которой режиссер охватывает общую картину кадра, предельно заостряя события, происходящие в отдельных его частях.

Жизнь в его картинах отгорожена от зрителя "четвертой стеной". Мы сопереживаем событиям и созерцаем события, но мы - не участники. И это также является особенностью японского искусства: художник приглашает зрителя "раствориться" в том, что создано им, но не искать аналогов со своим жизненным опытом в произведении.

Мидзогути - исследователь женского характера. И это, пожалуй, единственное, что отделяет его от традиции. Японская культура всегда уделяла первое место мужскому началу, всегда гордилась смелыми и воинственными самураями, живущими идеей достойно умереть. Женщина, ее внутренний мир оставались в стороне, на первом месте всегда были ее многочисленные обязанности по отношению к дому, семье, родственникам мужа, своим родственникам. Кротость, почитание старшего поколения и всей мужской части семьи, ведение хозяйства - вот все, что требовалось от женщины. Ее сердце оставалось темной стороной, и эта сторона по большому счету никого не интересовала. Вот почему многие современные писатели, драматурги, режиссеры с таким интересом обращаются к этой проблеме. Писатели Дзюнъитиро Танидзаки в романе "Мелкий снег" и Кавабата Ясунари в романе "Стон горы", драматург и писатель Юкио Мисима в романе "Жажда любви", Мидзогути в картинах "Белые нити водопада", "Дикие маки", "Элегия Нанива (Осакская элегия)", "Гионские сестры", "Повесть о поздней хризантеме", "Любовь актрисы Сумако", "Жизнь О-Хару, куртизанки", "Музыка Гиона (Гейша)", "Управляющий Сансе", "Женщина, о которой ходят слухи": Характеры женщин разные, однако тема - всегда одна: попытка женщины преодолеть ситуацию, в которой она оказалась. И попытка эта - всегда трагедия: невозможно переломить то, что сложилось в течении веков.

Мы перечислили картины, созданные Мидзогути в разное время. Путь этого режиссера очень долог и очень неровен. Режиссер искал то искомое, ту свою тему, которая была выражением самого себя как художника. И такими темами, на наш взгляд явились два направления в его творчестве: скрупулезное и подробное сохранение и отражение через кинематограф японской традиционной культуры и женская тема.

Ольга Ключарева.
почта: onkljuch @ mtu-net.ru

ОБСУЖДАЕМ В ФОРУМЕ