ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
ПОРТАЛ - МИР ДЖЕКИ В РУНЕТЕ
Материалы:
Вонг Кар Вай

Новый кинороман Чена Кайге

Фильм "Бальзак или Портниха-китаяночка"

Кендзи Мидзогути

Лесли Чунг

Личности азиатского кино - Чен Кайге

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУШИ.
Новый кинороман Чена Кайге

Московский Международный кинофестиваль отражает очень наглядно целый комплекс явлений и состояний, в которых находится мировое кинопроизводство. Отражает он и состояние, в котором находится наша кинокритика и те, кто волею судеб и событий стал членом жюри кинофестиваля. Но не только о состоянии идет речь, не только о внешней, объективной ситуации, но и о сознании. Сознание и есть тот проводник, который влияет на внешние события. Так вот, на мой взгляд, быть может, это прозвучит слишком резко и безапелляционно, но внутреннее, психологическое состояние кинопроизводства и аналитики в России – анабиоз, помноженный на самонадеянность и нежелание учиться.

Упорное игнорирование произведений азиатского кинематографа, произведений, которые и по качеству, и, самое главное, по перспективе, по знанию целей, превосходит многие европейские «шедевры» (о русских и говорить не приходится), настораживает, а чем далее, тем более, беспокоит.

Конечно, справедливости ради, нужно отметить, что фильм «Сова» 92-летнего режиссера Кането Синдо, легенды японского кинематографа и гостя нашего фестиваля, не забыт жюри, однако, во-первых, приз был вручен не ему, а актрисе Синобу Оотакэ в номинации «За лучшую женскую роль», во-вторых, здесь проявилось, скорее уважение к возрасту кинематографиста, нежели к самой картине. Между тем она чрезвычайно своеобразна, там есть множество находок как технического, так и внутреннего планов, но критика благополучно пропустила все это. Приза за лучшую режиссерскую работу был удостоен корейский режиссер Чан Чжун Хван. И это хотя и обнадеживающий факт, но и здесь есть свои подводные течения. Приз был вручен скорее потому, что его нужно было вручить. Это делалось с расчетом на оригинальность. Корейский режиссер, получивший награду за свою первую полнометражную картину – сенсация пиаровская. Это повод для разговоров и дискуссий.

Между тем невключение в конкурсный показ двух картин китайских кинематографистов и не просто картин, но каждой в своем роде шедевров – странное и огорчающее явление.

О картине «Бальзак и Портниха-китаяночка» речь пойдет в следующем очерке, а сейчас – о новом шедевре Чена Кайге «Вместе».

Чен Кайге – режиссер-романист. Каждая его картина - не отдельно взятая проблема, не эпизод, не кусок жизни, но целая жизнь. Я имею в виду не биографию, не движение человека от рождения к смерти, но путь души, путь, который душа проделывает. На этом пути она часто близка к краху, к надлому и вопрос в том, поднимется ли она или не хватит сил, и человек предпочтет спокойное, унылое существование борьбе, предпочтет «просто жить», а точнее доживать. Вот что интересует Чена Кайге. Внимание и любовь к человеку – его тема и перспектива мастерства. Он понимает свои цели не на уровне средств их выражения, но на тончайшем уровне «через что» выразить свою идею. Техническая сторона – лишь подспорье, главное – человек. Вот что должно быть близко именно нам, русским, с нашими традициями психологической актерской школы и вот что мы благополучно забыли и к чему вряд ли вернемся в обозримом будущем.

История, рассказанная в фильме – история совсем молодого человека, мальчика, его отца (а точнее человека, который подобрал ребенка вместе со скрипкой, лежащей рядом, на вокзале – об этом мы узнаем в конце картины) и его отношений с искусством. Мальчик вместе с отцом отправляется в Китай из провинции, чтобы выступить на конкурсе и найти учителя. Они находят его, полунищего, опустившегося любителя кошек, и начинается общение, начинается опыт, который дает мальчику понимание об относительности достижений и побед. В его жизни появляется еще один человек – соседка, молодая женщина, которая никак не может устроить свою личную жизнь и вынуждена заниматься случайными заработками. Мальчик по-детски влюбляется в нее, приходит и играет для нее на скрипке, а она дает ему за это деньги, что очень его удивляет. Но в конце концов эти отношения перерастают в крепкую дружбу, и девушке, при невольной помощи мальчика, удается понять, что душевная, искренняя, дружеская связь дороже, нежели решение личных проблем и озлобленности на жизнь. Между тем все очевиднее становится факт незаурядного таланта мальчика и в конце концов он попадает к другому учителю – тому, который готовит детей к международному конкурсу. Но получается так, что на конкурсе выступает соперница мальчика, хотя участие было обеспечено ему. Мальчик узнает две вещи: во-первых, то, что его отец – на самом деле просто сердобольный крестьянин, подобравший его на вокзале, во-вторых, что скрипка, которую он так любил, которая была частью его души и которую он заложил в магазине, чтобы сделать подарок девушке, куплена его учителем, желающим таким образом забрать себе душу мальчика. Между карьерой и отношениями с приемным отцом он выбирает отца. Это становится главной точкой фильма. Душа выросла и окрепла и хотя ей предстоит еще много поражений, она не сломается.

Очень трудно рассказывать содержание этой картины, поскольку, как в любом настоящем произведении искусства, здесь есть то, что словами передать нельзя. Великолепны актерские работы: Хан ни цай ки, Чень Хонг, Лю Бейки – открытия.

Думаю, что слезы зрителей, в особенности сегодня, в наше прагматическое время, - высший критерий оценки для картины. На демонстрации картины «Вместе» в Музее кино было именно так.

Информация о фильме:
«ВМЕСТЕ» / TOGETHER / HAN NI ZAI YIKI
Китай/Южная Корея, 2002, 116 мин.
Режиссер: Чен Кайге
Сценарий: Чен Кайге, Сяо Лю Ксу
В гл.ролях: Хан ни цай ики, Чень Ханг, Лю Бейки

Ольга Ключарева.
почта: onkljuch @ mtu-net.ru

ОБСУЖДАЕМ В ФОРУМЕ